Изучение структурной организации одно- и многоголосного текста как проблема музыкальной науки

Irina V. Alexeyeva

Аннотация


Статья содержит результаты исследования художественных возможностей фактурного компонента в орга-
низации одноголосного и многоголосного музыкального текста. Рассматривается становление представлений
музыкальной науки о наиболее общих проявлениях модели «одноголосие-многоголосие» в сольном и ансамблевом
текстах. В качестве историко-стилевого контекста выступает эпоха западноевропейского барокко – вре-
мя активного формирования как музыкального языка сольных и ансамблевых традиций инструментальной му-
зыки, так и её интертекста. В центре внимания автора находятся труды музыковедов, изучающих структурную
(Э. Курт, Л. Мазель, М. Папуш, К. Южак) и смысловую (М. Арановский, Л. Шаймухаметова) организацию му-
зыкального текста. Показан процесс научного постижения роли фактуры в текстообразовании и формировании
смысла. «Материализация» интонационно-лексических единиц текста через музыкально-звуковую материю, а
также приёмы их фактурной организации рассматриваются как способные потенциально выполнять смысло-
образующую роль. Исследуется система представлений учёных о соотношении единичного и множественно-
го, части и целого, которая легла в основу толкования одно- и многоголосия как структурно подобных видов
организации музыкальной материи и музыкального текста. Показан постепенный процесс вызревания теории
музыкального текста с соответствующей системой терминов в русле представлений о музыкальной фактуре.

Ключевые слова. Одно- и многоголосие, фактура, музыкальная материя, музыкальный текст, структурная
и смысловая организация.


Полный текст:

PDF

Литература


Alexeyeva I. V. Basso-ostinato i ego rol’ v tekstovoy organizatsii instrumental’noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [The Basso-Ostinato and Its Role in the Textual Organization of Western European Baroque Instrumental Music: a Research Work]. Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics. Ufa: Gilem, 2013. 292 p.

Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 344 p.

Aranovsky M. G. Sintaksicheskaya struktura melodii: issledovanie [The Syntactic Structure of the Melody: A Study]. Moscow: Muzyka, 1991. 320 p.

Gordeyeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya smyslovykh struktur v klavirnykh urtekstakh I. S. Bakha: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Lexicography of the Semantic Structures in the Urtext Edition of Clavier Works by J. S. Bach: A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics, 2010. 263 p.

Kazantseva L. P. Ponyatiye intonatsii v polifonicheskoy muzyke [The Concept of Intonation in Contrapuntal Music]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 4 (25), pp. 6–12.

Kirichenko P. V. Semanticheskiye aspekty raboty ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere klavirnykh proizvedeniy XVII–XVIII vv.) dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Semantic Aspects of the Work of the Performer with the Musical Text (on the Example of 17th and 18th Century Clavier Works: A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts)]. Ufa, 2002. 250 p.

Kuznetsova N. M. Tvorcheskoe vzaimodeystvie ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira) [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of J. S. Bach’s Instructive Compositions for Keyboard): A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics, 2005. 261 p.

Kurth E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [Fundamentals of Linear Counterpoint]. Translation from the German by Z. Evald. Edited by B. V. Asafiev. Moscow: Muzgiz, 1931. 304 p.

Mazel’ L. A. O melodii [Concerning Melody]. Moscow: Muzgiz, 1952. 300 p.

Papush M. P. K analizu ponyatiya melodii [Towards Analysis of the Concept of Melody]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka: sb. st. [The Art of Music and Scholarship: a Compilation of Articles]. Edited and compiled by E. V. Nazaykinsky. Issue 2. Moscow, 1973 pp. 135–175.

Repina K. N. Partiturnye priznaki teksta klavirnykh sonat D. Skarlatti [The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenico Scarlatti]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2010. No. 2, pp. 194–203.

Sitdikova F. B. Skripichnyy tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Works of the West European Baroque: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2012. 321 p.

Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.

Shaymukhametova L. N. Smyslovye struktury muzykal’nogo teksta kak problema prakticheskoy semantiki [The Semantic Structures of a Musical Text as a Practical Issue of Semantics]. Muzykal’noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. I ros. nauch.-prakt. konf. 4–5 dekabrya 2000 g. [Musical Content: Scholarship and Pedagogy: Materials of the First Russian Scholarly and Practical Conference on December 4-5, 2000]. Editor and Compiler V. N. Kholopova; Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow; Ufa, 2002, pp. 84–101.

Yuzhak K. I. O prirode i spetsifike polifonicheskogo myshleniya [On the Nature and Specificity of Polyphonic Thinking]. Polifoniya [Polyphony]. Moscow: Muzyka, 1975, pp. 6–62.

Poliphonia. Poliphonia. Vol. 1. Wheatland Press. New York. 2002. Р. 92.

Thakar Markand. Counterpoint: Fandamentals of Music Making. Yale University, 1990. 312 р.

Yearsley David. Bach and the Meanings of Counterpoint. United Kingdom of NY. University Press Cambridge, 2002. 251 р.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.110-117

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.