Структура и музыка черкесского (адыгского) похоронного обряда «Псыхэгъэ» («Плач над водой»)

Angela V. Gucheva, Farizat Kh. Guliyeva (Zanukoyeva)

Аннотация


Статья посвящена специальному черкесскому (адыгскому) обряду «Псыхэгъэ» («Плач над водой»), связан-
ному с поисками души утонувшего. Он является наиболее типичным и репрезентативным для черкесской
(адыгской) инструментальной традиции, где одну из главных функций выполняет старинный музыкальный
инструмент камыль. Инструмент наделили сакральной силой, имеющей божественное происхождение и
прокладывающей границу между человеческим первопредком и божествами. Авторы выделяют в обряде
триаду: субъект (инструментальный наигрыш) – реципиент (покровитель, божество) – объект (человек, с
которым произошёл несчастный случай). Взаимодействие указанных компонентов обусловило структуру
обряда как своеобразную систему, рассматриваемую в статье. Выделили три её уровня: А – камыляпша, ис-
полняющий ритуальный наигрыш-обращение, В – покровитель обряда богиня вод Псыхо-Гуаша и бог души
Псатха, С – утонувший человек, ради которого обращаются к покровительнице.
Ритуальный наигрыш «Псыхэгъэ» имеет ряд архаических особенностей, связанных композиционной
структурой и манерой исполнения. Он основан на подвижных интонационных стереотипах с опорой на
сакральную и образную монопрограммность. Не менее важную роль играет моноформульный тип инструмен-
тального вариационного развития.
Попытка реконструкции структуры обряда «Псыхэгъэ» предпринята впервые. При его анализе прослежи-
вается взаимодействие мифа, музыки и слова.

Ключевые слова: музыкальный фольклор черкесов (адыгов), «Псыхэгъэ», обряд поиска души утонувшего,
«Плач над водой», камыль.


Полный текст:

PDF

Литература


Bell J. Dnevnik prebyvaniya v Cherkessii v techenie 1837, 1838, 1839 gg. [Diary of my Sojourn in Circassia in 1837, 1838 and 1839]. Adygi, balkarsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII–XIX vv. (ABKIE) [Circassians, Balkars and Karachai in Reports of 18th and 19th Century European Authors]. Editing, Revision of Translations, Introduction and Introductory Articles to the texts by V. K. Gardanov. Nalchik, 1974, pp. 458–530.

Bess Zh. Sh. Puteshestvie v Krym, na Kavkaz, v Gruziyu i Armeniyu, Maluyu Aziyu i v Konstantinopol’ v 1829 i 1830 gg. [Journey to Crimea, the Caucasus, Georgia and Armenia, Asia Minor and Constantinople in 1829 and 1830]. ABKIE. pp. 329–352.

Gucheva A. V., Gucheva F. V., Efendiev F. S., Marchenko O. A., Zhappueva L. H., Midova M. K. Istoriko-kul’turnaya rekonstruktsiya obryadovoy kul’tury cherkesov (adygov). Sakral’naya sostavlyayushchaya i etnicheskie komponenty v zvuchanii obryada (po pis’mennym, fol’klornym i etnograficheskim istochnikam) [Historical and Cultural Reconstruction of the Ritual Culture of the Circassians (Adygs). The Sacred Component and Ethnic Components in Sounds of Rituals (in Writing, Folklore and Ethnographic Sources)]. Vseobshchaya istoriya [General History]. 2016, No. 3, pp. 32–54.

Inal-Ipa Sh. D. Voprosy etnokul’turnoy istorii abkhazov [Questions of the Ethno-Cultural History of the Abkhazians]. 2nd Edition, Revised and Enlarged. Volume 3. Sukhum: Dom pechati, 2011. 688 p.

Interiano Dzh. Byt i strana zikhov, imenuemykh cherkesami. Dostoprimechatel’noe povestvovanie [The Life and the Country of the Zikhs, known as Circassians. Noteworthy Narrative]. ABKIE, pp. 43–52.

Kuchmezova M. Ch. Sotsionormativnaya kul’tura balkartsev: traditsii i sovremennost’ [The Social Normative Culture of the Balkars: Tradition and Modernity]. Nalchik: El-Fa, 2003. 213 p.

Lavrov L. I. Doislamskie verovaniya adygeytsev i kabardintsev [The Pre-Islamic Beliefs of the Adygeians and Kabardinians]. Izbrannye trudy po kul’ture adygov, karachaevtsev, balkartsev [Selected Works on the Culture of the Circassians. Karachai and Balkars]. Nalchik, 2009. рp. 197–236.

Malkonduev Kh. Kh. Balkaro-karachaevskaya mifologiya. Antologiya narodnoy muzyki balkartsev i karachaevsev [Balkarian and Karachaian Mythology. Anthology of Balkarian and Karachaian Folk Music]. Mifologicheskie i obryadovye pesni i naigryshi [Mythological and Ritual Songs and Instrumental Tunes]. Volume 1. Nalchik, 2015, pp. 15–23.

Machavariani D., Bartolomey I. Nechto o Samurzakani [Some Information on Samurzakan]. Zapiski Kavkazskogo otdela Russkogo geograficheskogo obshchestva [Notes of the Caucasian Department of the Russian Geographical Society]. Issue 6. Tiflis, 1864, pp. 74–83.

Monpere F. D. Puteshestvie po Kavkazu, k Cherkesam i Abkhaztsam, v Kolkhidiyu, Gruziyu, Armeniyu i v Krym [Journey to the Caucasus, to the Circassians, the Abkhazians, to Colchis, Georgia, Armenia, and Crimea]. ABKIE, pp. 435–457.

Putilov B. N. Mif – obryad – pesnya Novoy Gvinei [Myth – Ritual – Song of New Guinea]. Moscow: Nauka, 1980. 384 p.

Thebou de Marigny, j. V. Puteshestviya v Cherkesiyu [Travels to Circassia]. ABKIE, pp. 291–321.

Khashba I. M. Abkhazskie narodnye muzykal’nye instrumenty [Abkhaz Folk Musical Instruments]. Sukhumi, 1967. 240 s.

Chursin G. F. Materialy po etnografii Abkhazii [Materials on the Ethnography of Abkhazia]. Suhumi: Abkhazian State Publishing, 1957. 263 p.

Shortanov A. T. Drevneadygskiy pesennyy fol’klor i mifologiya [Ancient Adyg Folksongs and Mythology]. Narodnye pesni i instrumental’nye naigryshi adygov [Folk Songs and Instrumental Melodies of the Circassians]. Edited by E.V. Gippius. In 3 Volumes. Volume 1. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1980, pp. 27–32.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.020-026

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.