Закономерности художественно-исторической эволюции

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Изучая художественное творчество, мы широко пользуемся понятием эпоха, отграничивая им тот или иной
отрезок исторического времени, в рамках которого различные искусства наделены некой общностью. В ка-
честве определённого эталона возьмём ту эпоху, которую можно назвать Классической. В ходе её эволюции
естественным образом возникали существенные отличия одного этапа от другого – именно эти отличия и
дают основание для деления эпохи на ряд сменяющих друг друга стадий. Первый период (приблизительно
1730–1760-е гг.) – зона взаимодействия завершающей стадии эпохи Барокко и начальной стадии Класси-
ческой эпохи; эту стадию можно назвать Ранним Просвещением. Второй период (1770–1800-е гг.) – расцвет
классического стиля времён Просвещения; в данном случае уместно обозначение Высокое Просвещение.
Третий период (1810– 1840-е гг.) – выдвижение Романтизма. Четвёртый период (1850–1880-е гг.) уместно
обозначить понятием Постромантизм, так как многое в искусстве определяли реалистические тенденции.
Пятый период (1890–1920-е гг.) – зона взаимодействия завершающего этапа Классической эпохи и началь-
ного этапа текущей ныне эпохи; эта стадия часто определяется как позднеромантическая или шире – как
позднеклассическая. Границы любого периода намечать естественнее всего, опираясь на анализ генерали-
зующих магистралей, что как раз и составляет основную задачу художественно-исторической науки. Важ-
нейшая из них связана с взаимодействием двух фундаментальных методов художественного мышления –
романтизма и реализма, с попеременным преобладанием то одного из них, то другого, и периодичность их
выдвижения на передний план самым непосредственным образом формирует конфигурацию эпохи. Другая
закономерность художественно-исторического процесса – его неуклонное ускорение, постепенное сжатие
временны́х рамок.

Ключевые слова: художественно-исторический процесс, эпоха, эра, этап, период.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii i za rubezhom [Art Studies in the Context of other Disciplines in Russia and in Other Countries]. Moscow: Liteo, 2015. 641 p.

Blok A. A. Sobr. soch. V 6 t. T. 4: Ocherki. Stat’i. Rechi [Collected Works in 6 Volumes. Volume 4: Essays. Articles. Speeches]. Leningrad: Khudozhestvennaya literatura, 1982. 464 p.

Kremlev Yu. A. Proshloe i budushchee romantizma [The Past and the Future of Romanticism]. Moscow: Muzyka, 1968. 76 p.

Demchenko A. I. Kontseptsionnyy metod muzykal’no-istoricheskogo analiza [The Conceptual Method of Musical and Historical Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2010. 88 p.

Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul’tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.

Levaya T. N. Skryabin i khudozhestvennye iskaniya XX veka [Scriabin and Artistic Search in the 20th Century]. St. Petersburg: Kompozitor, 2007. 184 p.

Alberro A., Stimson B. Conceptual Art: a Critical Anthology. Cambridge, Mass.: MIT Press. Lii, 1999. 569 p.

Bourke B., Bray, N. J., Horton C. C. Approaches to the Core Curriculum: An Exploratory Analysis of Top Liberal Arts and Doctoral-Granting Institutions. The Journal of General Education. 2009, No. 58(4), pp. 219–240.

Cordero A. (2012). Mario Bunge’s Scientific Realism. Science & Education. 2012, No. 21(10), pp. 1419–1435.

Hachtmann F. The process of general education reform from a faculty perspective: A grounded theory approach. The Journal of General Education. 2012, No. 61(1), pp. 16–38.

Henrich J., Boyd R. Culture and Cognition: Why Cultural Evolution Does Not Require Replication of Representations. Culture and Cognition. 2002, No. 2, pp. 87–112.

Heyes C. New Thinking: the Evolution of Human Cognition. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2002, No. 367(1599), pp. 2091–2096.

Lewens T. Cultural Evolution: Integration and Skepticism. The Oxford Handbook of Philosophy of Social Science. H. Kincaid (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2012, pp. 458–480.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.090-099

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.