Из истории исследовательской деятельности российских музыкальных вузов в 1920-1930-х годах: интегративные научные направления

Nina K. Evdokimova

Аннотация


История становления музыкальной науки в российских учреждениях 1920–1930-х годов рассматривается автором в ракурсе её интеграции с другими сферами наук. Для музыкознания первой трети ХХ века определяющей тенденцией стало расширение спектра междисциплинарных исследований: сближение с естественными науками (физика, акустика) и с областью знаний о человеке (физиология, психология). Научные традиции Государственного института музыкальной науки, открывшегося в Москве (1921), были продолжены в отечественных консерваториях. Интенсивное развитие получили интегративные направления, заложившие основы междисциплинарного подхода к проблемам музыкознания.

Приоритетное положение данного направления подтверждается автором в ходе анализа результатов работы Научно-исследовательского музыкального института при Московской государственной консерватории и подшефного ей вуза – Свердловской консерватории (открыта в 1934 году). Становление научно-методической работы нового уральского вуза осуществлялось в соответствии с правительственными постановлениями советского периода. Об этом свидетельствуют архивные материалы Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского и Государственного архива Свердловской области, впервые вводимые автором в научный обиход. Изученные материалы расширяют представления о формировании советской музыкальной науки в вузах, о достижениях региональной музыкальной науки обозначенного периода.

Ключевые слова: российское музыкознание, междисциплинарные связи, Московская консерватория, Свердловская (Уральская) консерватория


Полный текст:

PDF

Литература


Vysshaya shkola: sb. osnovnykh postanovleniy, prikazov i instruktsiy [Highest School: Compilation of Basic Regulations, Orders and Instructions]. Moscow: Vysshaya Shkola, 1978. Part 2. 360 p.

Garbuzov N. A. Rabota nauchno-issledovatel’skogo muzykal’nogo instituta pri Moskovskoy konservatorii [Work of the Research Institute of Music afilliated with the Moscow Conservatory]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1937, No. 2, pp. 88–91.

Guterman V. A. Osyazatel’no-dvigatel’nyy metod obucheniya pri professional’nykh zabolevaniyakh ruk pianistov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Tactile- Motor Method of Training for Professionally Caused Ailments of Pianists’ Hands: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Sverdlovsk, 1943. 108 p.

Yegorov E. E. Moi nauchno-issledovatel’skie raboty v oblasti pevcheskogo golosa [My Research Works in the Field of Description of the Singing Voice]. Nauchno-metodicheskie zapiski [Scholarly- Methodological Notes]. Volume 5. Sverdlovsk: Ural State M. P. Mussorgsky Conservatory, 1963, pp. 284– 296.

Yegorov E. E. Metodika sol’nogo peniya: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Methodology of Solo Singing: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Sverdlovsk, 1943. 352 p.

Iz istorii sovetskogo muzykal’nogo obrazovaniya: sb. materialov i dokumentov. 1917–1927 [From the History of Soviet Musical Education: Materials and Documents from 1917–1927]. Leningrad: Muzyka Press, 1969. 308 p.

Keldysh Yu. V. Muzykovedenie [Musicology]. Muzykal’naya entsiklopediya [Music Encyclopedia]: in 6 Volumes. Volume 3. Ed. Yu. V. Keldysh. Moscow, 1976, column 805.

Krivoshchekova N. V. Stanovlenie i razvitie gumanitarnoy nauchno-issledovatel’skoy deyatel’nosti v sovetskoy vysshey shkole v 1920–1940-e gody (na primere Urala) [The Formation and Development of Humanitarian Research Activities in the Soviet Institute for Higher Education from the 1920s to the 1940s (on the Example of the Ural Mountains Region)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2014, No. 4, pp. 14–20.

Livanova T. N. Iz proshlogo sovetskoy muzykal’noy nauki (GIMN v Moskve) [From the Past Legacy of Soviet Musical Scholarship (GIMN in Moscow)]. Iz proshlogo sovetskoy muzykal’noy kul’tury [From the Past Legacy of the Soviet Musical Culture]. Edited by T. N. Livanova. Moscow: Sovetskiy Kompositor, 1975, pp. 267– 335.

Lotosh E. S., Medvedeva N. A., Mironova N. A., Safonova E. L., Smirnov D. V. Predislovie [Preface]. Moskovskaya konservatoriya ot istokov do nashikh dney: 1866–2006: biograficheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [The Moscow Conservatory from its Origins to the Present Day: 1866–2006. Biographical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 2007, pp. 3–5 .

Rags Yu. N. Akustika v sisteme muzykal’nogo iskusstva: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Acoustics in the System of the Art of Music: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 1998. 80 p.

Rags Yu. N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal’nogo obrazovaniya: ocherki [Acoustic Knowledge in the System of Musical Education. Essays]. Moscow; Ryazan: Litera, 2010. 336 p.

Trudy Nauchno-issledovatel’skogo muzykal’nogo instituta Moskovskoy gos. konservatorii [Proceedings of Scholarly Music Institute of the Moscow State Conservatory]. Moscow: Muzgiz, 1936. 73 p.

Khronika [Chronicle]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1935, No. 1, p. 78.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.115-123

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.