Эволюция церковного стиля Моцарта (на примере «Litaniae Lauretanae» К. 125, К. 243)

Olga A. Urvantseva

Аннотация


Духовно-музыкальная область творческого наследия Моцарта зальцбургского и венского периодов исследована в разной степени. Наибольшее внимание музыковеды уделяют сочинениям венского периода, в то время как основной массив церковной музыки композитор создавал в Зальцбурге. При анализе произведений раннего и среднего периодов становится очевидной эволюция церковного стиля Моцарта. Сравнение сходных по жанру и литургическому тексту двух литаний «Lauretanae» (1771 и 1774) даёт возможность выявить модели, служившие Моцарту образцами при освоении жанров духовной музыки, проследить стилевые истоки, повлиявшие на формирование индивидуального церковного стиля композитора, а также выяснить топосы, присущие духовной музыке. В «Litaniae Lauretanae» представлены топосы, сложившиеся как в классической, так и в барочной традиции, и берущие начало не только в церковной, но и в светской музыке. К ним относятся топосы «этоса», связанные с молитвенными настроениями, галантные и чувствительные, представленные лирическим типом мелодики и часто танцевальными ритмоформулами, а также топосы скорби и пафоса, берущие истоки как в церковных, так и в оперных жанрах. Благодаря множественности моделей, повлиявших на формирование церковного стиля Моцарта, в его духовных сочинениях гетерогенные источники переплавляются в особое качество, отличающее зрелый стиль композитора.

Ключевые слова: австрийская духовно-музыкальная традиция, церковная музыка Моцарта, «Litaniae Lauretanae», зальцбургский стиль духовный сочинений.


Полный текст:

PDF

Литература


Abert G. V. A. Motsart. Ch. 1, kn. 1 [Abert H. Mozart. Part 1, Book 2]. Introductory article and Commentaries by K. K. Sakva. Moscow: Muzyka, 1978. 534 p.

Zybina K. I. Vzaimodeystviye svetskogo i tserkovnogo v muzyke V. A. Motsarta: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Interaction of Secular and Church in the Music of V. A. Mozart: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2011. 245 p.

Kirillina L. V. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3. Poetika i stilistika [The Classical Style in Music of the 18th and Early 19th Century. Part 3. Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.

Lutsker P. V. Motsart i ego vremya [Mozart and His Time]. 2nd Edition, Revised. Moscow: Klassika-XXI, 2015. 623 p.

Motsart V. A. Polnoye sobraniye pisem [Complete Collection of Letters]. Translation by I. S. Alekseeva, A. V. Boyarkina, S. A. Kokoshkina, V. M. Kislov. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2006. 536 p.

Susidko I. P. Motsart v dialoge s Gaydnom [Mozart in a Dialogue with Haydn]. Muzykovedeniye k nachalu veka: proshloye i nastoyashchee [Musicology at the Beginning of the Century: Past and Present.]. Moscow. 2010, pp.125–133.

Eynshteyn A. Motsart. Lichnost'. Tvorchestvo [Mozart. Personality. Creativity]. Translation edited by E. S. Chernaya. Moscow: Muzyka, 1977. 450 p.

Becker M. Mozart: Sein Leben und seine Zeit in Texten und Bildern. Insel Verlag Francfurt am Main und Leipzig, 1991. 267 p.

Born G. Mozart Musiksprache. Schlüssel zu Leben und Werk. München, 1985. 429 p.

Heartz Daniel. Mozart’s Operas. University of California Press. London, 1992. 382 p.

Macintyre B. C. Litany II. The Cambridge Mozart Encyclopedia. Ed. by C. Eisen and S. P. Keefe. Cambridge, 2007, pp. 249–254.

The Cambridge Mozart Encyclopedia. Ed. by C. Eisen and S. P. Keefe. Cambridge University Press, 2007. 662 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.127-137

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.