Специфика работы с текстами в ранних операх Тан Дуна. К проблеме обновления оперного жанра в творчестве американских композиторов на рубеже XX–XXI веков

Elena V. Kiseyeva, Vasily Yu. Kiseyev

Аннотация


В статье рассмотрены ведущие принципы музыкально-театрального творчества Тан
Дуна – крупного американского композитора китайского происхождения. Его оперы стали
яркими и уникальными явлениями мировой музыкальной культуры конца XX – начала XXI
века. Оригинальная трактовка оперного жанра, представленная в творчестве композитора,
опирается на органичный сплав восточной и западной музыкально-театральных традиций,
что проявляется в вокальных приёмах, соединяющих элементы пекинской, куньшаньской
и итальянской оперы, в специфических способах звуко- и темброобразования,
в композиционных закономерностях. Оперное творчество Тан Дуна вбирает в себя и черты
новых музыкально-театральных практик, получивших развитие на рубеже XX–XXI веков. Их
детальное изучение выявляет проблему изменения роли поэтического текста в драматургии
спектакля.
Ранние оперы Тан Дуна демонстрируют особый тип взаимодействия между вербальными
и музыкальными текстами, что открывает новые возможности для драматургических и
композиционных решений.

Ключевые слова: оперный театр Тан Дуна, обновление оперного жанра, взаимодействие
музыки и драмы, американские композиторы.


Полный текст:

PDF

Литература


Istoriya sovremennoy muzyki: muzykal'naya kul'tura SShA XX veka: uchebnik [A History of Modern Music: 20th Century Musical Culture of the USA: Textbook]. 2nd Ed. Moscow: Yurayt, 2019. 540 p.

Kiseyeva E. V. Certain Dramaturgical and Compositional Peculiarities of the Early Operas of Philip Glass. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 58–64. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.058-064.

Kholopova V. N. Kitayskiy muzykal'nyy avangard: ot San Tuna do Tan Duna [Chinese Musical Avant-garde: From San Tong to Tan Dun]. M. E. Tarakanov: Chelovek i Fonosfera. Vospominanija. Stat'i [M. E. Tarakanov. Man and the Phonosphere. Memories. Articles]. Moscow; St. Petersburg: Aleteyya, 2003, pp. 243–251.

Glass Ph. Music by Philip Glass. NY: Harper & Row, 1987. 222 p.

Lehmann H. T. Postdramatisches Teater. Frankfurt: Verlag der Autoren, 1999. 510 p.

Monk M. Interview for Contemporary Music Review. Contemporary Music Review. 2006. Vol. 25, No. 5/6, pp. 525–530.

Novak Je. Postopera: Reinventing the Voice-Body. Routledge, 2016. 192 p.

Sellars P. Dialogues with Tan Dun. Tan Dun [Site]. URL: http://tandun.com/composition/peony-pavilion-1998/ (15.10.2019).

Tan Dun. On the Criation of Marco Polo. Tan Dun. Marco Polo. Score. NY: G. Schirmer Inc., 1997. 247 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.111-119

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.