Восприятие русской музыки в Риге 1860–1870-х годов: обзор публикаций периодической печати

Baiba Jaunslaviete

Аннотация


В статье даётся характеристика восприятия русской музыки в Риге в 1860–1870-е годы,
а также излагаются причины данной рецепции. С этой целью проводится контекстуальный
анализ основных позиций, представленных музыкальными критиками, и раскрываются их
исторические основы.
Начиная с XIII века, представители немецкой общины возглавляли сферы экономики,
культуры и языка в Риге. В 1860-х годах ситуация начала существенно меняться. Это было
результатом активной миграции представителей других национальностей (латышей и
русских) в Ригу. В 1870-е годы происходил резкий обмен мнениями между русской и немецкой
прессой, к примеру, по вопросу, обрисованному в данной статье, о необходимости открыть
в Риге русский театр со своей собственной труппой. Рассматривается также восприятие
ряда сочинений русских композиторов («Русская серенада» и «Русское каприччио» Антона
Рубинштейна, «Жизнь за царя» Михаила Глинки), впервые исполненных в Риге в те годы.
Сравнительный анализ рецензий, опубликованных в периодической печати, позволил
прийти к следующему заключению: вопреки многим политическим несогласиям между
общинами балтийских немцев и русских в Риге, обе стороны, тем не менее, пытались найти
общие ценности, и музыка представила собой сферу не только соперничества и противоречий,
но также и поиска новых форм взаимопонимания.

Ключевые слова: балтийские немцы и русские, социокультурный контекст, музыкальная
критика, Антон Рубинштейн, Михаил Глинка.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bolin P. & C. Douglas. ‘National indifference’ in the Baltic Territories? A Critical Assessment. Journal of Baltic Studies. 2017. 48 (1), pp. 13–22.

Cīrulis K. Singing a Nation: The Latvian Song Festival as an Intercultural Medium for National Identity. Letonica. 2018. No. 37, pp. 63–81.

Helmers R. M. Not Russian Enough? Nationalism and Cosmopolitanism in Nineteenth Century Russian Opera. Rochester: University of Rochester Press, 2014. 233 p.

Jaffé D. Historical Dictionary of Russian Music. Lanham, etc.: The Scarecrow Press, 2012. 419 p.

Karkina S. V. The Sound Imitation of Some National Instruments in Piano Music. Revista San Gregorio. 2018. No. 27, pp. 7–13.

Plath U. Heimat: Rethinking Baltic German Spaces of Belonging. Kunstiteaduslikke Uurimusi [Studies on Art and Architecture]. 2014. 23 (3–4), pp. 55–78.

Taruskin R. Defining Russia Musically. Historical and Hermeneutical Essays. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2000. 598 p.

Volkovs V. Krievi Latvijā XIX gadsimtā un XX gadsimta sākumā [Russians in Latvia in the 19th Century and at the Beginning of the 20th Century]. In: I. Apine & V. Volkovs. Slāvi Latvijā (Etniskās vēstures apcerējums) [Slavs in Latvia. Reflection on the Ethnic History]. Rīga: Mācību Apgāds, 1998. 251 p.

Wezel K. Introduction: German Community – German Nationality? Baltic German Perceptions of Belonging in the Nineteenth and Twentieth Century. Journal of Baltic Studies. 2017. 48 (1), pp. 1–11.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.057-064

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.