Баллада Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в художественном прочтении Николая Римского-Корсакова и Василия Васнецова

Olga V. Begicheva

Аннотация


В статье рассматриваются два архаических сюжета – «смерть от коня» и «раскалывание холма». Они лежат в основе «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина. Основная тема статьи – их преломление в музыкальном и художественном текстах (кантата Римского-Корсакова и цикл иллюстраций Васнецова). В названных сюжетах выделяется типичный для национально-исторической баллады мотив «победы-в-смерти» и жанрообразующая ситуация «встречи двух миров». Показано, как структурно-драматургическая организация текста подчиняется принципам балладной мифопоэтики. Обосновывается появление двойника главного героя (Кудесник – Вещий Олег), рассматривается ситуация перехода границы миров, как релевантная для воинского обряда инициации. В опоре на исследования литературоведов вскрывается ритуальный смысл «раскалывания» границы миров. Делается акцент на значимости сюжетной ситуации прощания с конём: потеря коня синонимична ритуальной смерти героя. Показана роль «симметричного» сюжетного поворота встречи с конём: обретение коня делает Олега сопричастным воинству Одина и, тем самым, возвращает потерянный героический статус Воина. Последнее обстоятельство придаёт тексту сакральный смысл, не позволяя низвести смерть героя до уровня несчастного случая.
Анализ балладной образности, особенностей интонационных хитросплетений лейтмотивов и принципов драматургического развития в музыкальных и художественных опусах направлен на раскрытие принципов реализации балладного дискурса в смежных видах искусства. На основе культурологического подхода с использованием методов разных отраслей научного знания – музыковедения, литературоведения, искусствоведения – делается вывод, что художник и композитор точно «вписались» в жанровые границы пушкинского текста. В заключении отмечены новаторские поиски Римского-Корсакова в области балладного жанра, позволяющие произвести художественную переоценку его кантаты.

Ключевые слова: «Песнь о Вещем Олеге», национально-историческая баллада, мифопоэтика, Александр Пушкин, Николай Римский-Корсаков, Василий Васнецов.


Полный текст:

PDF

Литература


Vasin P.A. K voprosu ob obryadnosti voinskogo posvyashcheniya v knyazheskuyu druzhinu srednevekovoy Rusi [Concerning the Question of the Rituals in Military Initiation into the Princely Troupes of Medieval Russia]. Kraeugol'nyy kamen'. Arkheologiya, istoriya, iskusstvo, kul'tura Rossii i sopredel'nykh stran. T. 1 [The Cornerstone. The Archaeology, History, Art and Culture of Russia and the Neighboring Countries]. Institute of the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences. St. Petersburg; Moscow, 2009. pp. 130-143.

Grigoryeva G. V. Motiv inobytiya v intonatsionnom stroye romanticheskoy muzyki [The Motive of Otherness in the Intonational Structure of Romantic Music]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2018. No. 1, pp. 124–130.

Kvashina L. P. Avtor i geroy v «Pesne o veshchem Olege» [The Author and the Hero in “Song of the Sage Oleg”]. Pushkinskiye chteniya [Pushkin Readings]. 2011. No. 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtor-i-geroy-v-pesne-o-veschem-olege (25.04.2019).

Kozhinov V. V. Istoriya Rusi i russkogo slova [History of Russia and the Russian Word]. Moscow: Prospekt (TK Velbi), 2001. 511 p.

Kolesov V. V. Mir cheloveka v slove Drevney Rusi [The World of the Human Being in the Texts from Ancient Russia]. Leningrad: St. Petersburg State University, 1986. 326 p.

Lipets R. S. Obraz batyra i ego konya v tyurko-mongol'skom epose [The Image of the Batyr and his Horse in the Turkic-Mongolian Epos]. Moscow: Nauka, 1984. 266 p.

Likhachev D. S. Velikoye naslediye. Klassicheskiye proizvedeniya literatury Drevney Rusi [The Great Heritage. The Classical Literary Works of Ancient Russia]. Moscow: Sovremennik, 1975. 368 p.

Magomedova D. M. K spetsifike syuzheta romanticheskoy ballady [Concerning the Specificity of the Plot of the Romantic Ballad]. Poetika russkoy literatury: k 70-letiyu prof. Yu. V. Manna: sb. st. [The Poetics of Russian Literature: Towards the 70th Anniversary of Professor Yu. V. Mann: A Compilation of Articles]. Russian State Humanitarian University. Moscow, 2002, pp. 39–44.

Mikhaylin V. Yu. Zolotoye lekalo sud'by: pektoral' iz Tolstoy Mogily i problema interpretatsii skifskogo «zverinogo stilya» [The Golden Curve of Fate: The Pectoral from the Thick Grave and the Issue of Interpretation of the Scythian “Animal Style”]. Vlast'. Sud'ba. Interpretatsiya kul'turnykh kodov [Power. Destiny. Interpretation of Cultural Codes]. Saratov State University. Saratov, 2003, pp. 6–169.

Pushkin A. S. Pesn' o veshchem Olege: kopiya rukopisi poeta [The Song of the Sage Oleg: The Copy of the Poet’s Manuscript]. Notes by I. K. Lindeman. Moscow, 1915. 98 p.

Fomicheva O. «Smert' Olega». Rekonstruktsiya predmetnogo koda [“The Death of Oleg”. Reconstruction of the Subject Code]. Bezumiye i smert'. Interpretatsiya kul'turnykh kodov: 2004 [Madness and Death. Interpretation of Cultural Codes: 2004]. Ed. by V. Yu. Mikhaylin. Saratov; St. Petersburg, 2005, pp. 74–117.

Faroe-Islander Saga: A New English Translation by Robert K. Painter. North Carolina: McFarland, 2015. 176 р.

Rematinez Cereceda P. Símbolos celtas (mitos y leyendas). PR Ediciones, 2015. 74 p.

Ross G. Mitología Celta: Druidas, Dioses y Héroes. PR Ediciones, 2016. 209 p.

Smith Edward W. L. The Echo of Odin: Norse Mythology and Human Consciousness. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2018. 211 р.

Wang E. Ryleev, Pushkin, and the Poeticization of Russian History. The Russian Review. 2019. No. 78 (1), pp. 62–81.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.008-016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.