Документалистика в оперном театре рубежа XX–XXI веков: к проблеме становления

Alexandra V. Shornikova

Аннотация


Статья посвящена осмыслению проблемы влияния документалистики на музыкальный
театр второй половины ХХ века. В рамках художественных экспериментов 1960–1970-х годов
особое место в искусстве заняли поиски разнообразных способов работы с реальностью.
Стремительные перемены в обществе, связанные с массовыми протестами против войны,
капитализма, полового и расового неравенства, активировали интерес художников Западной
Европы и Америки к проблемам социального, политического и экономического характера.
Для понимания природы музыкальной документалистики в статье исследуется опыт
документального кино и документального драматического театра, обсуждаются вопросы
терминологии и сути понятия «документ» применительно к искусству. Прослеживается
эволюция направленности исследований феномена от установки на максимальную
аутентичность к более свободным, художественным способам работы с документальным
материалом. Рассматривается проблема критериев, позволяющих отнести то или иное
музыкально-театральное произведение к области музыкального документального театра. На
примерах оперных сочинений Джона Адамса, Эрика Сальзмана и Стива Райха затрагивается
вопрос о драматургических и композиционных особенностях музыкально-театральной
документалистики.

Ключевые слова: музыкальный театр, документальный театр, Стив Райх, Джон Адамс,
Эрик Сальзман, искусство и социум.


Полный текст:

PDF

Литература


Bakumenko M. N. Dokumental'nyy videomuzykal'nyy teatr Stiva Raykha v kontekste kommunikativnykh poiskov minimalizma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Documentary Video Music Theater of Steve Reich in the Context of the Communicative Search for Minimalism: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2012. 247 p.

Denikin A. A. Amerikanskoe i evropeyskoe videoiskusstvo 1960–2005: dis. … kand. kul'turologi [American and European Video Art from 1960 to 2005: Dissertation for the Degree of Candidate of Culturology]. Moscow, 2008. 216 p.

Manulkina O. B. Ot Ayvza do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka [From Ives to Adams: 20th Century American Music]. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2010. 784 p.

Teylor B. Aktual'noe iskusstvo. 1970–2005 [Taylor B. Actual Art. 1970–2005]. Translation from the English by E. D. Melenevskaya. Moscow: Slovo, 2006. 256 p.

Grierson J. Flaherty’s Poetic Moana. The New York Sun. February 8, 1926. Reprinted in The Documentary Tradition, ed. Lewis Jacobs. New York: W.W. Norton & Company, Inc., 1979, рр. 25–26.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.130-138

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.