Горизонты инобытия. К 85-летию со дня рождения Альфреда Шнитке

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Альфред Шнитке в своей музыке не раз прогнозировал будущее. И один из важнейших
его прогнозов состоял в нарастающей опасности поглощения человеческого начала
космическим. Пути приближения к моделированию процессов космизации пролегали через
восхождение к разного рода абстракциям и через «глобализацию» звуковой материи. Флюиды
космизма явственно ощутимы также в пантеистических картинах, созданных композитором.
От подобных художественных решений Шнитке не раз поднимался к высотам вневременны́х
категорий, что несомненно отмечало вхождение в сферу космогонии. Собственно
трансформация земной цивилизации в космическое инобытие с наибольшей осязаемостью
представлена в двух сочинениях Шнитке. Созданная им на знаменитом синтезаторе «АНС»
композиция и получившая весьма характерное название «Поток» (1969) демонстрирует
надвигающуюся ситуацию тотального поглощения любых проявлений человеческого начала,
делая музыку звукошумовым аналогом вселенской материи, её загадочного Нечто и Ничто и
внушая апокалиптическое чувство неотвратимости глобальной катастрофы. Всеобъемлющую
разработку рассматриваемая проблема получила во Второй симфонии (1979), где
в метафорической форме прослеживается путь европейской цивилизации от её истоков
времён Средневековья к неизбежному исходу в гипотетическом будущем посредством
перехода земной материи в некое космическое измерение, что делает данное произведение
манифестом уже начавшегося процесса перерождения человеческого бытия в смутно
прозреваемое инобытие.

Ключевые слова: идеи космизма в музыке Альфреда Шнитке, Вторая симфония Шнитке,
электронная музыка Шнитке.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bulatov S. S. Novoe slovo ob Al'frede Shnitke [A New Word about Alfred Schnittke]. Muzykant-klassik [Classic Musician]. 2017. No 1–2, pp. 36–39.

Vishnevskaya L. A. «Dva geniya s beregov Volgi» [“Two Geniuses from the Banks of the Volga”]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2017. No. 11, pp. 25–27.

Demchenko A. I. Al'fred Shnitke. Konteksty i kontsepty [Alfred Schnittke. Contexts and Concepts]. Moscow: Kompozitor, 2009. 256 p.

Demchenko A. I. Refleksy pamyati genotipa Al'freda Shnitke [Reflexes of Memory of the Alfred Schnittke Genotype]. Pamyat' v iskusstve i nauke [Memory in Art and Science]. Moscow: Moscow University of Humanities, 2016, pp. 63–80.

Denisov A. V. Bezmolvnye tayny Chetvertoy simfonii A. Shnitke [The Silent Secrets of the Fourth Symphony by Alfred Schnittke]. Bogosluzhebnye praktiki i kul'tovye iskusstva v sovremennom mire [The Liturgical Practices and Religious Arts in the Modern World]. Issue 3. Maykop: Magarin O. G., 2018, pp. 379–392.

Dolmatova M. V. Emotsii v muzyke [Emotions in Music]. Muzykovedenie [Musicology]. 2019. No. 4, pp. 38–47.

Ivashkin A. V. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 320 p.

Klassen N. D. Al'fred Shnitke. Proshloe i nastoyashchee v kontekste sovremennogo iskusstva na primere zhanra Concerto grosso [Alfred Schnittke. The Past and Present in the Context of Contemporary Art by the Example of the Genre of the Concerto Grosso]. Traditsii i novatorstvo v kul'ture i iskusstve [Traditions and Innovations in Culture and Art]. Institute for the Development of Education. Astrakhan, 2016, pp. 57–60.

Kovalevskiy G. V. Kinomuzyka Al'freda Shnitke v kontekste evolyutsii ego tvorchestva [The Film Music of Alfred Schnittke in the Context of the Evolution of His Work]. Muzyka v kul'turnom prostranstve Evropy – Rossii [Music in the Cultural Space of Europe – Russia]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2014, pp. 299–311.

Savenko S. I. Portret khudozhnika v zrelosti [Portrait of the Artist in Maturity]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1981. No. 9, pp. 35–41.

Kholopova V. A. Kompozitor Al'fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Moscow: Kompozitor, 2008. 228 p.

Tsvetkova P. Yu. Kamerno-vokal'naya muzyka Al'freda Shnitke: stilevoy i zhanrovyy aspekty: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Chamber-Vocal Music by Alfred Schnittke: Stylistic and Genre Aspects: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2018. 32 p.

Shnitke A. G. Stat'i o muzyke [Music Articles]. Moscow: Kompozitor, 2004. 405 p.

Shul'gin D. I. Gody neizvestnosti Al'freda Shnitke: besedy s kompozitorom [Alfred Schnittke’s Years of Uncertainty: Conversations with the Composer]. Moscow: Delovaya Liga, 1993. 112 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.112-121

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.