К вопросу интерпретации трагедии Карла Гуцкова «Уриель Акоста» в одноимённой опере Валентины Серовой

Angelina V. Shcheveleva, Evgeniya R. Skurko

Аннотация


Статья посвящена неизвестной опере «Уриель Акоста» Валентины Серовой, русского
композитора так называемого «второго ряда», общественного деятеля, музыкального критика,
автора пяти опер, произведений для симфонического оркестра, циклов инструментальных
миниатюр. Сопоставляются оперное либретто и литературный первоисточник,
рассматриваются особенности содержания и драматургии произведения. Анализируются
идея, содержание и драматургия одноимённой трагедии немецкого писателя, драматурга и
общественного деятеля Карла Гуцкова, послужившие источником либретто. Подчёркивается
наличие двух сюжетных линий: социально-религиозной и лирической; показываются различия
в соотношении данных линий – доминирование первой в пьесе и второй (тема трагической
любви) – в либретто. Прослеживаются изменения, внесённые композитором в первоисточник,
отражающие смещение драматургических акцентов: замена имён главных героев, состава
действующих лиц, купюры некоторых действующих лиц и сцен; введение новых сцен;
сокращение текста в отдельных сохранённых эпизодах; иная трактовка сценических
ситуаций и др. Выявляются связи с оперными концепциями П. И. Чайковского (ведущая роль
лирической линии, стремление к психологизации образов, волновая драматургия).

Ключевые слова: Валентина Серова, трагедия Карла Гуцкова, опера «Уриель Акоста».


Полный текст:

PDF

Литература


Boleslavskiy L. I. S lyubov'yu, muzykoy i Bogom [With Love, Music and God]. Moscow, 2014. 96 c.

Gutskov K. F. Uriel' Akosta [Uriel Aсosta]. Afterword by F. Schiller; Translation by G. Piralov. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1937. 143 p.

Rimsky-Korsakov N. A. Poln. sobr. soch.: literaturnye proizvedeniya i perepiska [Complete Works: Literary Works and Correspondence]. Compiled by A. P. Zorin, I. A. Konoplev. Vol. 8 A. Moscow: Muzyka, 1981. 253 p.

Serova V. S. Kak ros moy syn [How My Son Grew Up]. Compiled by I. S. Zil'bershteyn. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1968. 296 p.

Superanskaya A. V. Sovremennyy slovar' lichnykh imen: sravnenie, proiskhozhdenie, napisanie [Modern Dictionary of Personal Names: Comparison, Origin, Spelling]. Moscow: Ayris- Press, 2005. 375 p.

Ivanova S. V. Russkie zhenshchiny-kompozitory XIX veka [Russian Women Composers of the 19th Century]. Izvestiya Samarskogo Nauchnogo tsentra Rossiyskoy Akademii nauk [Bulletin of the Samara Scholarly Center of the Russian Academy of Sciences]. 2010. No. 5 (2), pp. 563–566. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/ 2010 _5_563_566.pdf. (02.05.2019).

Pivovarova I. L. Libretto otechestvennoy opery i literaturnyy pervoistochnik: monografiya [Libretto of Russian Opera and its Literary Source: Monograph]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State M. I. Glinka Conservatory (Academy), 2004. 216 p.

Tsuker A. M. V teni klassikov: k probleme tsel'nosti muzykal'no-istoricheskogo protsessa [In the Shadow of the Classics: Concerning the Problem of the Integrity of the Musical Historical Process]. Kompozitory «Vtorogo ryada» v istoriko-kul'turnom protsesse: sb. st. [Composers of the “Second Tier” in the Historical and Cultural Process: Compilation of Articles]. Ed. by A. M. Tsuker; Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Moscow: Kompozitor, 2010, pp. 5–19.

Yarustovskiy B. M. Opernaya dramaturgiya Chaykovskogo [The Operatic Dramaturgy of Tchaikovsky]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1947. 240 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.082-092

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.