Традиции Петербургской композиторской школы в оперном творчестве для детей уральского композитора Л. Б. Никольской

Maxim A. Basok, Alexander A. Ermakov

Аннотация


Любовь Борисовна Никольская (1909–1984) – композитор, исследователь и музыкальный педагог, выпускница Ленинградской консерватории по классам Семёна Гинзбурга (музыковедение) и Максимилиана Штейнберга (композиция). Основной период творческой деятельности пришёлся на 1947–1984 годы, когда она работала в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, пройдя путь от преподавателя до профессора на кафедрах теории музыки и композиции. Любовь Никольская является основателем традиции создания детской оперы на Урале. Её перу принадлежит около десяти сочинений для детских оперных коллективов, в основу либретто которых положены литературные произведения уральских писателей прошлого века (сказ «Серебряное копытце» Павла Бажова, стихотворная сказка «Девушка-семиделушка» Елены Хоринской и др.). Значительное место в них занимает сказочно-фантастическая образная сфера.
В воплощении фантастических образов Никольская опирается на традиции Петербургской композиторской школы XIX – начала XX века, представленные именами Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Николая Черепнина и др. Сказанное относится к особенностям драматургии либретто, трактовке сценических образов, специфике использования средств гармонии, полифонии, фактуры, оркестрово-тембрового колорита. Всё это раскрывается в музыкальной лексике её оперных сочинений, рассматриваемых
в статье.

Ключевые слова: Любовь Никольская, детская опера, традиции Римского-Корсакова, Уральская композиторская школа, Павел Бажов.


Полный текст:

PDF

Литература


Bazhov P. P. Malakhitovaya shkatulka [The Malachite Casket]. St. Petersburg: Rech, 2016. 592 p.

Basok M.A. Lyubov' Borisovna Nikol'skaya [Lyubov Borisovna Nikolskaya]. Kompozitory Ekaterinburga [The Composers of Yekaterinburg]. Urals State Pedagogical University. Yekaterinburg, 1998, pp. 132–139.

Basok M. A., Ermakov A. A. Traditsii otechestvennoy detskoy opery i tvorchestvo ural'skogo kompozitora L. B. Nikol'skoy [Traditions of the Russian Children’s Opera and the Works of the Ural Composer L. V. Nikolskaya]. Nikol'skaya L. Serebryanoe kopyttse: klavir [The Silver Hoof. Piano-Vocal Score]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Yekaterinburg, 2008, pp. 57–63.

Bakhtin N. N. Obzor detskikh oper [An Overview of Children’s Operas]. Petrograd: Printing House of the Imperial School of the Deaf, 1915. 48 p.

Borodin B. B. Ural'skaya kompozitorskaya organizatsiya. Istoriya i sovremennost' (monograficheskiy spravochnik) [The Urals Composers’ Organization: History and Modernity: Monographic Guide]. Yekaterinburg: Urals Literary Agency, 2012. 399 p.

Kovnatskaya L. G., Mazur M. M. LASMovskiy portret Yulii Veysberg [A Portrait of Julia Weisberg in the Leningrad Association of Contemporary Music]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2018. No. 4, pp. 85–94.

Lukonina O. I. Maksimilian Shteynberg: khudozhnik i vremya: monografiya. [Maximilian Steinberg: The Artist and His Time: Monograph]. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2012. 512 p.

Preobrazhenskiy A. V Ural'skoy konservatorii [In the Urals State Conservatory]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1950. No. 9, p. 72.

Rimskiy-Korsakov N. A. «Snegurochka» – vesennyaya skazka. Tematicheskiy razbor [“Snow Maiden” – Spring Fairy Tale. Thematic Analysis]. Moscow: Muzyka, 1978. 32 p.

Sviben T. Children’s Opera – Motivation for the Reception of Art in Teaching Music in Primary Education. Croatian journal of education-hrvatski casopis za odgoj i obrazovanje. 2018. Vol. 20. No. 2, pp. 11–48. DOI: 10.15516/cje.v20i0.3380.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.071-081

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.