Стиль ариозного пения в башкирской национальной опере

Gulnaz S. Galina

Аннотация


В статье анализируются оперные вокальные формы, основанные на ариозной
стилистике, создание которой стало результатом функционирования жанра оперы
в башкирской национальной культуре. Указаны её фольклорные истоки – музыкальные
особенности народных полупротяжных песен халмак-кюев, в национальной фольклористике
разработанные недостаточно чётко. Рассмотрены возможные сочетания их с приёмами
европейской оперы, которые привели к возникновению национальной мелодики нового
типа. В качестве интонационных истоков ариозного стиля обозначаются русская романсная
стилистика, оперно-ариозный стиль русских композиторов-классиков, вальсовые и
протяжные башкирские темы, использованные в ритмически упрощённом виде. Отдельное
внимание уделено ориентальным ариозо, написанным под влиянием первой тюркской оперы
«Кёр-оглы» Узеира Гаджибекова. В результате изучения оперных ариозо и арий русских
авторов, а также представителей национальной культуры – Загира Исмагилова, Хусаина
Ахметова, Рауфа Муртазина, Салавата Низаметдинова – делается вывод о наличии в них
оригинального и самобытного стиля ариозного пения, развивающего как национальные, так
и европейские музыкальные традиции.

Ключевые слова: башкирская национальная опера, ариозный стиль, умеренные песни –
халмак кюи.


Полный текст:

PDF

Литература


Abezgauz I. V. Opera «Kerogly» Uzeira Gadzhibekova. O khudozhestvennykh otkrytiyakh kompozitora [The Opera “Koroglu” by Uzeyir Hajibeyov. About the Composer’s Artistic Discoveries]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1987. 232 p.

Dzhumakova U. R., Musakhodzhaeva S. K. Collective Creativity and Authorship in Opera: The Historical Experience of the Musical Culture of Kazakhstan. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 115–122. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.115-122.

Kushnarev Kh. S. Voprosy istorii i teorii armyanskoy monodicheskoy muzyki [Questions Concerning the History and Theory of Armenian Monodic Music]. Leningrad: Muzgiz, 1958. 626 p.

Ruch'evskaya E. A. «Ruslan» Glinki, «Tristan» Vagnera i «Snegurochka» Rimskogo- Korsakova: stil', dramaturgiya, slovo i muzyka [“Ruslan” by Glinka, “Tristan” by Wagner and “The Snow Maiden” by Rimsky-Korsakov: Style, Dramaturgy, Word and Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 395 p.

Ruch'evskaya E. A. Slovo i muzyka [Word and Music]. Analiz vokal'nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [Analysis of Vocal Works: A Textbook]. Ed. by O. P. Kolovskiy. Leningrad, 1988, pp. 5–80.

Saidasheva Z. N. Tatarskaya etnomuzykologiya: perspektivy razvitiya [Tatar Ethnomusicology: Development Prospects]. ICONI. 2019. No. 2, pp. 68–77. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.2.068-077.

Suleymanov R. S. O muzykal'nom fol'klore irgizo-kamelikskikh bashkir [About the Folk Music of the Irgizo-Kameliksky Bashkirs]. Narodnoe tvorchestvo bashkir [The Folk Art of the Bashkirs]. Edited by R. G. Kuzeev, N. V. Bikbulatov; USSR Academy of Sciences, Bashkir Branch, Institute of History, Language and Literature. Ufa, 1976, pp. 143–151.

Tsodokov E. S. Opera – ukhodyashchaya natura, ili Pominki po zhanru [Opera – the Departing Nature, or Wake on the Genre]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html (12.05.2017).

Mazalan P. Theater Stage Design of the 20th Century as Cultural Diplomacy. SGEM: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Sciences and Arts Pages. Sofia, 2016, pp. 407–413.

Orrey L. Opera: A Concise History. London: Thames and Hadson, 1987. 252 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.044-052

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.