Музыкальная ницшеана Альфонса Дипенброка

Ekaterina D. Devyatko

Аннотация


Статья посвящена точке диалогического сопряжения идей немецкого мыслителя
Фридриха Ницше и нидерландского композитора и эссеиста Альфонса Дипенброка,
а также ситуации их расхождения в пространстве вокально-оркестрового сочинения
«В великом молчании» («Im grossen Schweigen»). Анализ симфонической поэмы предваряет
раздел, в котором рассматриваются параллельные и пересекающиеся линии судеб и
творческого развития обеих фигур, их пристрастия в сфере литературы, в частности,
поэзии, затрагиваются концепты «аполлонического» и «дионисического», волнующие и
Ницше, и Дипенброка. Афоризм Ницше «В великом молчании», ставший литературной
основой одноимённой симфонической поэмы Дипенброка, приметен тем, что представляет
собой бессюжетный текст, напоминающий по форме внутренний монолог модернистского
романа. При этом композитор, внимательно следуя за словом Ницше, поместил этот текст
в особый структурный каркас, своеобразно интерпретировал содержание афоризма,
главными персонажами которого являются человек и природа. Переосмыслив семантический
стержень философского текста, Дипенброк представил версию финала, отличающуюся от
оригинальной. Будучи ортодоксальным католиком, он не прибегнул к критике человека,
что мог бы позволить себе Ницше, не оставил его со своим несовершенством наедине,
а направил на определённый путь, возвышающий человека над самим собой.

Ключевые слова: Ницше, Дипенброк, внутренний монолог, конфликт, дионисическое и
аполлоническое, католицизм, гимн.


Полный текст:

PDF

Литература


Amrakhova A. A. Otechestvennaya teoriya zhanra v svete sovremennykh gumanitarnykh metodologiy [The Russian Theory of Genre in Light of Modern Humanitarian Methodologies]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society for Music Theory]. 2016. Issue 3 (15), pp. 18–29.

Mann T. Filosofiya Nitsshe v svete nashego opyta [The Philosophy of Nietzsche in Light of our Experience]. Translation from German by P. Glazova. Mann T. Sobranie sochineniy. V 10 t. T. 10 [Mann Th. Collected Works. In 10 Vol. Vol. 10]. Moscow: State Publishing House of Fiction, 1961, pp. 346–391.

Nitsshe F. Soch. V 2 t. T. 1 [Nietzsche F. Works. In 2 vol. Vol. 1]. Compilation, editorial, introductory article and notes by K. A. Svasyan. Moscow: Mysl', 1990. 830 p.

Nitsshe F. Soch. V 2 t. T. 2 [Nietzsche F. Works. In 2 vol. Vol. 2]. Compilation, editorial, introductory article and notes by K. A. Svasyan. Moscow: Mysl', 1990. 829 p.

Shuranov V. A. The Inner Modus of Baroque Form: Thematic Structuring. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 2, pp. 208–213. (In Russ.)

Shcherbakova E. M. Muzyka i Nitsshe: monografiya [Music and Nietzsche: Monograph]. Ryazan: Kopi-Print; Kolomna: Kolomna State Pedagogical Institute, 2009. 338 p.

Eko U. Poetiki Dzhoysa [Eco U. The Poetics of Joyce]. Translation from the Italian by A.V. Koval. St. Petersburg: Simpozium, 2003. 496 p.

The Alphons Diepenbrock Catalogue of Works. URL: https://media.diepenbrock-catalogus.nl/docs/timeline/chronologie%201862-1893.pdf. (08.04.2019).

Diepenbrock A. Versamelde geschriften. Ed. Eduard Reeser & Thea Diepenbrock. Het Spectrum, Utrecht: Brussel, 1950. 432 S. URL: https://www.dbnl.org/tekst/diep001verz01_01/ (09.04.2019).

Huckvale D. Music for the Superman. Nietzsche and Great Composers. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, 2017. 232 p.

Meer de Walcheren, P. van der. Branding. Amsterdam: Van Munster Uitgevers-Maatschappij, 1930. 234 S. URL: https://www.dbnl.org/tekst/meer001bran02_01/meer001bran02_01_0003.php (08.04.2019).

Nietzsche F. Aforism 423. Im grossen Schweigen. Mörgenrothe. Gedanken über die moralischen Vorurtheile. Fünftes Buch. Chemnitz, 1881. S. 283–284.

Nietzsche F. Menschliches, Allzumenschliches: Ein Buch für freie Geiste. URL: http://www.nietzschesource.org/#eKGWB/MA-I (09.04.2019).




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.021-032

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.